Прививки против страхов

Наша дочь Кристина (у нас 11 детей) на курсе по литературе 5 класса сейчас проходит сказки, очень ей нравится.

А я радуюсь, что какую бы сказку не упомянули на курсе – все дочка читала или слушала.

Давным-давно я прочитала где-то, что если детей не познакомить с поэзией и сказками до 10 лет, то позже они становятся невосприимчивы к этим жанрам литературы, читают и ничего не понимают.

Взрослые часто считают, что большинство сказок слишком страшные, а детям лучше читать только весёлое и развлекательное. Я в корне с этим не согласна. Не просто так страшные сказки присутствуют в культурах всего мира. У них есть глубокая психологическая и воспитательная функция.

Вот основные причины, зачем читать детям страшные сказки:

 

Безопасное проживание страхов

Это самая главная причина. В реальной жизни детские страхи (темноты, одиночества, чудовищ) абстрактны и поэтому неуправляемы. В сказке страх материализуется в конкретном образе:

• Злой волк олицетворяет опасность.

• Баба-Яга - угрозу в тёмном лесу (незнакомом мире).

• Кощей Бессмертный - символ зла и смерти.

Проживая историю вместе с героем, который сталкивается с этими ужасами и побеждает их, ребёнок учится справляться со своими собственными страхами. Он делает это в безопасной обстановке, сидя на диване рядом с родителем. Сказка даёт ему эмоциональный "тренажёр" для преодоления трудностей.

 

Развитие эмоционального интеллекта

Страшные сказки позволяют ребёнку испытать целую гамму сильных эмоций: страх, тревогу, сочувствие, а затем - облегчение и радость от счастливого конца.

Это учит его:

• Распознавать и называть свои эмоции.

• Справляться с негативными переживаниями.

• Сопереживать героям (например, когда сестрица Алёнушка горюет о братце Иванушке).

 

Усвоение важных жизненных уроков и морали

В страшных сказках "правила игры" видны как никогда чётко. Последствия нарушений наглядны и запоминаются надолго:

• Не уходи один в лес (не доверяй незнакомцам) - "Красная Шапочка".

• Слушайся старших - "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

• Жадность и зависть до добра не доводят - "Белоснежка и семь гномов", "Снежная королева".

Ребёнок видит, что добро, смекалка, смелость и верность всегда побеждают зло, трусость и жадность. Это формирует базовое доверие к миру и понимание справедливости.

 

Подготовка к реальному миру

Мир не состоит сплошь из розовых пони и добрых фей. В жизни есть место трудностям, несправедливости и опасностям. Страшные сказки, в мягкой и метафорической форме, готовят ребёнка к этому:

• Они показывают, что опасности существуют, но их можно преодолеть.

• Учат быть осторожным, бдительным и думать о последствиях своих поступков.

 

Развитие воображения и мышления

Страшная сказка - это всегда вызов. Она заставляет ребёнка:

• Анализировать поступки героев ("А почему он так поступил?").

• Думать, как выйти из сложной ситуации ("А что бы я сделал на его месте?").

• Фантазировать, представляя себе образы чудовищ и волшебных миров.

 

Чтобы сказка принесла пользу, а не травму, важно соблюдать несколько правил:

1. Соответствие возрасту: Не читайте трёхлетке "Вий" Гоголя. Начинайте с мягких страшилок ("Волк и семеро козлят"), постепенно переходя к более сложным ("Гензель и Гретель", русские народные сказки про Бабу-Ягу).

2. Обсуждайте прочитанное: Спросите: "Тебе было страшно? А как герою удалось победить? Почему злодей был таким злым?" Это помогает "переварить" эмоции.

3. Создавайте безопасную атмосферу: Читайте днём или вечером, но не прямо перед сном. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности рядом с вами.

4. Слушайте ребёнка: Если сказка ему явно не нравится, вызывает сильный страх или ночные кошмары - отложите её. Возможно, он просто ещё не готов.

5. Всегда подчёркивайте, что добро победило, а герой справился со всеми испытаниями. Страшные сказки - это не про культивацию ужаса, а про вакцинацию против него. Они дают ребёнку психологический инструмент для борьбы с внутренними и внешними "демонами", учат его быть смелым, находчивым и верить в то, что даже в самой тёмной ситуации можно найти выход.

Олеся Лихунова

PS. О семье Лихуновых я рассказывала тут:

https://briah.ru/other/interview/983-glavniy-talant

За прошедшие ещё 5 лет в семье добавилось 3 детей (2 родных и одна приёмная всеобщая любимица Надюшка)) — итого у Олеси и Саши 5 родных и 6 приёмных детей.

Её страничка: https://vk.com/id78946969?from=search

её книга «Хочешь, я буду твоей мамой?»

https://www.rulit.me/books/hochesh-ya-budu-tvoej-mamoj-read-461003-1.html

Последние статьи

Мозг и мир Мозг и мир Мозг и мир  
День с писателем. Евгений Водолазкин День с писателем. Евгений Водолазкин День с писателем. Евгений Водолазкин  
Читайте медленно Читайте медленно Читайте медленно  
Управители домов - основные моменты Управители домов - основные моменты Управители домов - основные моменты  
Нейробиолог Константин Анохин: Мир изменится, когда изменится сознание Нейробиолог Константин Анохин: Мир изменится, когда изменится сознание Нейробиолог Константин Анохин Мир изменится, когда из...