- Hits: 196
АДАПТАЦИЯ
Человек находится вверху современной пищевой цепочки. Только вирус может с ним достойно тягаться. А вверху уже человеческой пищевой цепочки находится не самый умный человек, нет. А самый терпеливый, хитрый, жадный и изворотливый. Так выглядят фокусы эволюции.
Меня в свое время поразило, как мгновенно мы адаптируемся к самым невероятным изменениям.
В 1997 году, я как-то заскочила домой между переговорами и стройкой, пообедать.
Мама кормила меня супом и ворчала:
— Вот, скоро ребёнок из школы возвращается, а у нас труп на площадке валяется... Вот, у нас труп на площадке валяется, а всем всё равно... Вот, ты трескаешь, а там труп на площадке валяется…
Я сначала думала о своём, потом прислушалась и хихикнула, потом решила выйти посмотреть на площадку. Действительно — мёртвый 17-летний мальчик. Я — за телефон. Милиция. Служба Безопасности личная. Ещё кого-то вызвала. Съехались сразу 4 джипа. Вскрыли соседнюю квартиру и оттуда выволокли ещё 7 человек детей 16–17 лет, из них 4 уже мёртвых от передоза…
В этот момент из школы пришли: няня Аня, Андрюша и его друг Игорёк... Мама посадила всех обедать. Истерик ни у кого не случилось. Я оставила наряд дежурить в подъезде и поехала на работу…
Головной мозг потребляет значительную часть энергоресурсов всего организма: четверть всей глюкозы и ⅕ всего кислорода в случае высшего примата. Это вдохновило Уильяма Леви и Роберта Бакстера из Массачусетского технологического института (США) на проведение теоретического анализа энергетической эффективности кодирования информации в биологических нейронных сетях.
В основе исследования лежит следующая гипотеза. Поскольку энергопотребление мозга велико, ему выгодно иметь такие нейроны, которые работают наиболее эффективно — передают только полезную информацию и затрачивают при этом минимум энергии.
При этом существуют специальные интернейроны, которые обеспечивают слаженную, синхронную работу других нейронов. Это крайне важно для моторных функций, восприятия сенсорной информации, формирования памяти.
Они отличаются способностью генерировать значительно более высокочастотные сигналы, чем другие нейроны.
Таким образом, ключевым свойством в адаптационном механизме человека является умение организма оптимизировать получение и управление энергией, особенно в стрессовых ситуациях.
При возникновении постоянной экстремальной раздражающей ситуации, например — голод или эпидемия или террор, наш организм переходит в режим экономии энергопотребления. Поэтому никто в моей семье не впал в рыдания при виде трупов в подъезде в 90-ых. Тогда это была повседневная жизнь нашего города.
Отсюда же чудесные воспоминания Георгия Иванова:
"...К 1920-му году Петербург тонул уже почти блаженно. Голода боялись, пока он не установился «всерьёз и надолго». Тогда его перестали замечать. Перестали замечать и расстрелы.
— Ну, как вы дошли вчера, после балета?..
— Ничего, спасибо. Шубы не сняли. Пришлось, впрочем, померзнуть с полчаса на дворе. Был обыск в восьмом номере. Пока не кончили, — не пускали на лестницу.
— Взяли кого-нибудь?
— Молодого Перфильева и ещё студента какого-то, у них ночевал.
— Расстреляют, должно быть?
— Должно быть...
— А Спесивцева была восхитительна.
— Да, но до Карсавиной ей далеко.
— Ну, Пётр Петрович, заходите к нам...
Балет... шуба... молодого Перфильева и ещё студента... А у нас, в кооперативе, выдавали сегодня селёдку... Расстреляют, должно быть..."
Прошло 100 лет. Нынче 2020-ый… Мы тоже «перестали замечать» бесконечно многое. Это мы энергосберегаемся, чтобы не сойти с ума. И это единственно возможный ключ к выживанию в самых невероятных условиях. Лучший способ — работа. Логические механизмы намного экономнее эмоциональных.
Ольга Ускова
российский предприниматель, основатель и президент группы компаний Cognitive Technologies
(российский разработчик технологий искусственного интеллекта), автор романов «Этюды Черни», «Раша».