Звукоизвлечение без касания

termenКогда я услышала и увидела этот инструмент - я буквально разинула рот)))
Ну разумеется же, стало безумно интересно - кто создатель, как это было создано, когда, как развивалось?
Его называют отцом электронной музыки, резидентом советской разведки в Америке, миллионером и гениальным изобретателем . Его биографию можно вначале поделить на несколько частей, а затем на основе содержания каждой из этих частей сочинить отдельный приключенческий роман. О нем написано много книг, но мало что доподлинно известно. Его звали Лев Термен.

Удивительнейшая судьба. Быть миллионером в США, вернулся в СССР,- естественно, попал в лагерь.
Под его началом (правда,недолго) работали Королёв. Он играл дуэтом с Эйнштейном(который играл на скрипке). Самому Ленину обещал вступить в партию…

Очень интересный фильм.

Термен Лев Сергеевич (1896-1993) — русский изобретатель, физик, музыкант.
Создатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс (1919); одной из первых телевизионных систем дальновидения (1925); первой в мире ритм-машины ритмикон (1932); систем охранной сигнализации, автоматических дверей и освещения; первых и самых совершенных подслушивающих устройств и т.п.

Он изобрел:
1. Группу электромузыкальных инструментов:
-- терменвокс (1919)
-- ритмикон (1932)
-- терпситон

2. Охранную сигнализацию и автоматических дверей и освещения;

3. Уникальную систему подслушивания "Буран"

4. Первую в мире телевизионную установку -- дальновидение (1925)

кроме этого работал над:
-- системой распознавания речи
-- технологией заморозки человека
-- идентификацией голоса в криминалистике
-- военной гидроакусткой.
-- уже в 1926 году он демонстрировал в Кремле телевидение. В то время создавались телевизоры с экранами размером со спичечный коробок, а его телевизор имел огромный экран (1,5 х 1,5 м) и разрешение 100 строк. В 1927 г. ученый демонстрировал свою установку советским военачальникам
К.Е. Ворошилову, И.В. Тухачевскому и СМ. Буденному: государственные умы с ужасом наблюдали на экране Сталина, идущего по Кремлевскому двору.
Эта картина так их напугала, что изобретение тут же засекретили и благополучно похоронили в архивах, а телевидение вскоре изобрели американцы.

Термен сразил мировую научную общественность своим терменвоксом, на котором он сам (а он помимо физики еще закончил консерваторию) давал концерты классической музыки.
"Небесная музыка", "голоса ангелов" -- стонала от восторга буржуазная пресса.

Музыкальный инструмент, полный парадоксов. Единственный в мире инструмент, до которого музыкант не дотрагивается руками во время исполнения. Чтобы извлечь звуки, музыкант совершает почти магические движения руками вокруг двух антенн. Правая вертикальная антенна отвечает за высоту звука, левая горизонтальная — за громкость. Инструмент, живущий вот уже почти целый век, не устаревая и при этом практически не претерпевая принципиальных изменений в конструкции. Прибор с очень простой схемой, который, однако, далеко не каждому удается собрать так, чтобы получился именно музыкальный инструмент.

Играть на нем невероятно трудно (пожалуй, это даже самый трудный из всех известных музыкальных инструментов), а наблюдать за музыкантом, который овладел этим мастерством — волшебный и завораживающий процесс. Однако терменвокс пригодится и тем музыкантам, которые не способны исполнять на нем мелодии, ибо с его помощью можно извлечь на свет Божий великое множество самых невероятных звуковых эффектов — от щебета птиц до пения безумных котов или инопланетных сигналов.

Звук терменвокса — самый элементарный, в классическом варианте — синусоида, чистый и выразительный до совершенства. По выразительности звучания очень близок к человеческому голосу. В наше время игра на терменвоксе иногда рекомендуется врачами для излечения от всяческих физических и душевных недугов. Его используют в своей музыке самые известные люди — от Жана Мишеля Жарра до Тома Уэйтса и даже Мумий Тролля. Терменвокс звучит в классических альбомах Пинк Флойд и Лед Зеппеллин, а также в саундтреках некоторых фильмов.

Выступления Термена в Европе принесли ему оглушительный успех. Публика, потрясенная извлечением музыки из воздуха, то замирала в благоговейном ужасе, то стонала, рыдала и визжала от восторга. После концертов в Германии Термена осаждали с заманчивыми предложениями импресарио из всех стран. Во Франции и в Британии на его выступлениях был аншлаг. К примеру, в парижской «Гранд-опера» впервые в истории продавали билеты на стоячие места в ложах.

А новые немецкие друзья советовали ехать в страну непуганых миллионеров — Штаты, где финансовый урожай будет неизмеримо большим.
Потом Термен по обыкновению уклончиво описывал свой отъезд за океан. Дали ему советские власти разрешение на эту поездку или нет, понять никто толком не мог. Очевидно одно: если бы в советском посольстве в Берлине знали, что он запросил иммиграционную визу в Штаты, были бы предприняты все усилия для отправки изобретателя-невозвращенца на родину.

В Америке его снова ждал ошеломляющий успех. Знакомства со звездой искали выдающиеся музыканты, артисты, ученые и бизнесмены. В гостях у Термена бывал Чарли Чаплин, дуэтом с ним любил играть скрипач и физик Альберт Эйнштейн.

В первое время доходы от выступлений позволяли Термену жить на широкую ногу. Он даже арендовал на 99 лет многоэтажный дом в Нью-Йорке. Но все же, как он признавался потом, он чувствовал себя больше изобретателем, чем музыкантом. И он совершил стратегическую ошибку — продал патент на изготовление терменвоксов ряду крупных фирм. Термен к середине 30-х годов был включен в список двадцати пяти знаменитостей мира и был членом клуба миллионеров.

Но массовое производство терменвоксов провалилось: было продано лишь несколько тысяч изделий. Проблема заключалась в том, что инструмент отнюдь не был похож на караоке. Играть на нем мог лишь профессиональный музыкант, да и то после долгих упражнений.

За металлодетекторы для знаменитой американской тюрьмы Алькатрас компания Термена получила около $10 тыс. Были заказы на подобные устройства для не менее известной тюрьмы Синг-Синг, а также на разработку охранной сигнализации для оборудования американо-мексиканской границы. Береговая охрана предложила Термену разработать систему дистанционного подрыва группы мин с помощью одного кабеля. Но американский госбюджет и в этих случаях не отличался щедростью.

Повторюсь: интересная судьба. Интересный первый брак, за который пришлось "рассчитаться" многим. Интересные идеи.
Смотрела его космограмму. Искала нечто "Ураническое" и квадрат Венера-Нептун (ТАКОЙ инструмент трин создать не мог )))) Квадрат обнаружился, )) а вот уранического... Кроме Раху в Водолее космограмма ничего интересного не показала. Был бы известен Асц - думаю, стало бы понятнее.

Желающие взглянуть на космограмму - могут сделать это здесь

9496 3

В 60-е годы Л. Термен снова хотел было заняться электронной музыкой, но какой-то партийный выскочка
заявил.,"обличая", что "электричество существует, чтобы казнить предателей, а не для того, чтобы создавать музыку".

Конечно, он оставался сугубо засекреченным и продолжал работать на разведку, потому что больше никуда его на работу не брали.
Сначала занимался военной гидроакустикой, а потом ему поручили разработать "устройство для поиска летающих тарелок".

В 1964 году он наконец ушел из органов и стал тихо-мирно работать в акустической лаборатории Московской консерватории. Да так бы и работал, если бы корреспонденту "Нью-Йорк Таймс" не приспичило сделать о консерватории репортаж. И там корреспондент наткнулся на Льва Термена. Весь мир был уверен, что он погиб в 38 году.

9496 2

Когда в США узнали, что умница Термен жив - это была бомба. Сенсация. Научная общественность Америки и Европы буквально взревела. К Термену хлынула лавина писем от ученых, коллег, к нему толпой ломились репортеры и телекомпании+ Его приглашали в Стэнфорд, в Париж, в Голландию, в Швецию.
Руководство консерватории несколько перетрусило от всего этого, и Термена просто уволили, а его аппаратуру и разработки - вышвырнули из лаборатории.

А разрабатывал он синтезатор, который вскоре успешно и разработала японская Ямаха , заработав на этом миллионы и миллионы. И последующие годы талантливый ученый, -изобретатель, которого хвалил Ленин и уважал Эйнштейн - работал механиком 6 разряда в какой-то заштатной лаборатории.

Жизнь его закончилась как жизнь обычного, ничем не примечательного человека.

Дочери выросли, завели свои семьи, и в маленькой двухкомнатной квартире на Ленинском проспекте жили пятеро - Л. С. Термен, дочь Наталья с мужем и двумя детьми. С большим трудом ему удалось получить еще одну комнату в коммуналке напротив Черемушкинского рынка.

Интересный фильм "Пережить тирана. Фауст ХХ века. Лев Термен." 

Последние статьи

О преступлениях и наказании О преступлениях и наказании О преступлениях и наказании
Непоколебимость и со-Звучие с Творцом Непоколебимость и со-Звучие с Творцом Непоколебимость и со-Звучие с Творцом
Певица МакSим о жизни после смерти Певица МакSим о жизни после смерти Певица МакSим о жизни после смерти
10 часов для релаксации 10 часов для релаксации 10 часов для релаксации
Разговор о перевоплощении Разговор о перевоплощении Разговор о перевоплощении