- Hits: 135
Рождество
Почти каждый год получаю вопросы типа того, что получила вчера: «Если вы верите во все религии, как говорите, то как вы празднуете Рождество — по католическому календарю, раз живёте в Германии, или по православному?»
-----------
Во-первых и в главных: я никогда и нигде не говорила и не писала, что «верю во все религии». Понимаю и принимаю определённые вещи (но даже и не многое!. - не то что всё) из тех древних духовных Учений, которые существуют на Земле в разных странах и разных верованиях. И с уважением отношусь к традициям многих народов. Но это совсем не про религии.
Я верю в Единого Создателя.
Единого для всех народов и традиций. (и тому есть в них подтверждение. даже в имени)
Ну а теперь про Рождество и какое из двух в христианской традиции я праздную.
Оба! :))
Давайте заглянем в историю:
Праздник Богоявления (греч. Θεοφάνια), наравне с Пасхой и Пятидесятницей, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, и празднуется Римско-католической церковью 6 января. Более древнее название данного праздника — Явление (греч. Επιφάνια — Эпифания).
В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине 2 века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции) и с Крещением Иисуса в Иордане.
В 4 веке празднование Рождества католической церковью было перенесено на 25 декабря,
а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января.
В дальнейшем смысл праздника в православии и католицизме приобрел разное значение. Так, в православии праздник Богоявления всё более увязывался по смыслу с Крещением, а в католицизме — с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, поклонением волхвов. Крещение же празднуется в воскресенье после Богоявления.
И в настоящее время у католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей — магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов) или Festum regum (Праздник царей).
В ночь праздника принято пить горячий глинтвейн (vin brulè) и есть специальный кекс с изюмом - pinza. Данная традиция называется Panevìn («хлеб и вино»).
В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костёлах совершаются благодарственные молебны:
Христу как царю приносится в жертву золото, как богу — ладан, как человеку — мирра.
Празднование Богоявления включает посещение торжественной мессы в костеле и семейный ужин после полуночи у камина с «рождественским поленом».
По западной традиции в день Богоявления в церквях совершается освящение ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: «К+М+В». Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных.
До сих пор сохраняется традиция жечь костры — «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов».
Выглядит это примерно так:
Италия, Тревизо, январь 2025 года
(снимок Е.Колмогоровой. Италия)
А относительно непосредственно Рождества и отношения к нему как к празднику - мне ближе всего такое:
* * *
Ни почему, ни отчего,
Никак и ни зачем -
Когда глаголет Божество,
Мир совершенно нем.
Не предсказать и не понять
И объяснить не смочь -
Когда нисходит Благодать,
Слова уходят прочь.
И только слезы, только вздох -
Не в снах, а наяву
Вот в этот час родится Бог
В каком-нибудь хлеву.
* * *
А мне не надо зрелищ. Надо мне
Твоей бездонности, Твоей пустыни,
Тонуть в Твоей прозрачной вышине,
Захлебываться в гущине и сини.
Не развлечения, а бытия,
Всецелости, а не отдельной части,
Мой Господин незримый, жажду я -
Не зрелища, а только лишь причастья.
Зинаида Миркина