Хильдегарда Бингенская. Гений средневековья?


Hildegard von Bingen, Хильдегарда Бингенская

Феминизм — сегодня почти ругательное слово. И женщина-личность, стремящаяся оставить в истории, науке, культуре серьезный след, вызывает скепсис и ехидную усмешку. Ну-ну, мол. Зато «Kinder, Küche, Kirche» (дети, кухня, церковь) — ну, еще Kleider (платья)— как кредо и привычный удел дам всеми понятно и одобряемо.

Кажется, что женщину, веками задавленную бесправием, ничто другое не касалось и не могло интересовать, и лишь на заре социализма она начала пытаться заявить о своих правах. Ведь испокон веков именно мужчины творили и писали историю, упорно умалчивая о достижениях женщин, будто их вовсе и не было.
Однако — сюрприз! — есть-таки документальные свидетельства того, что даже в периоды ранней истории были удивительные, достойные уважения и восхищения леди, фрау и мадам.

Яркий пример такой необыкновенной женщины — Hildegard von Bingen, Хильдегарда Бингенская, Рейнская Сивилла (предсказательница) (1098−1179), аббатесса бенедиктинского монастыря, редкостный многопрофильный талант — писатель, поэт, лингвист, художник, композитор, ученая, философ, врач, натуралист, ясновидящая, христианский мистик, эрудит и, наконец, просто красавица.

Эту удивительную женщину внимательно слушала и церковная элита, и императоры, хотя в мрачном XII веке (!) могли попросту сжечь на костре, ведь обычные женщины Cредневековья действительно не имели права голоса. Хильдегарда родилась десятым, очень слабым, болезненным ребенком в семье дворян Хильдеберта и Мехтильды, служивших графам фон Шпонхайм.

С трехлетнего возраста ее начали посещать видения, в 8 лет она была отдана на воспитание монахине Ютте фон Шпонхайм, сестре графа. Когда девочке исполнилось 14, они с Юттой переселились в женский скит при мужском бенедиктинском монастыре.

Хильдегарда изучала Библию, песнопения и молитвы бенедиктинцев, латинскую патристику и свободные искусства. В 1136 году после смерти Ютты Хильдегарда приняла руководство женской монашеской общиной в составе десятка монахинь. К 1152 году при ее содействии для общины был построен монастырь Рупертсберг под Бингеном, на перекрестке торговых и паломнических путей, где неподалеку находилась штаб-квартира влиятельного архиепископства, ближе к миру, где была возможность получать последние новости из области различных наук, где был лучший доступ к интеллектуальным богатствам эпохи.

В 1165 году в Айбингене был создан филиал ее монастыря, принимавший послушниц любого происхождения и сохранившийся по сей день.
*вот он сегодня:

Под ее началом в монастыре сформировалась жизнерадостная девичья коммуна. Хильдегарда говорила, что в раю не было уродства, поэтому «девственницы с правом на райскую прописку могут наслаждаться своей красотой».
Хильдегарда отвергала установку бенедиктинского ордена на строгий аскетизм и самобичевание. Черпать и радость в религии позволяла другая, жизнеутверждающая установка.

Хильдегарда — автор жизнеописания святых, трактатов по медицине и траволечению, по истории, по космологии. Она писала о том, что человек — это микрокосмос, о временных циклах вселенной. Задолго до Ньютона средневековая монахиня изложила закон всемирного тяготения, за полвека до Галилея описала нашу планету как вращающийся шар, за 700 лет до Эрстеда и Ампера заговорила о магнитных полях. И иллюстрировала свои трактаты Хильдегарда тоже сама — например, изобразила карту вселенной и необыкновенно филигранные сложные мандалы, не уступающие тибетским. На одной из них — человек в сердце Космоса.

Через 300 лет появился очень похожий на него знаменитый «Витрувианский человек»  Леонардо да Винчи — рисунок канонических пропорций вписанного в круг и квадрат тела.
Хильдегарда написала «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum), известную в двух частях: «Книга о простой медицине» (Liber simplicis medicinae), (или «Физика»), и «Книга об искусстве исцеления» (Liber compositae medicinae, или Causae et curae), где есть информация и советы, не потерявшие своей актуальности даже сегодня.

Она проповедовала целостный подход к лечению человека, согласно которому его необходимо рассматривать в совокупности физической, психической и душевной сфер.
Девиз такой концепции: «Сначала выздоравливает душа, за ней и тело».

Кроме того, женщина предостерегала, что природа (в тогдашней лексике — «элементы») может направить свою силу против человека, вплоть до его уничтожения, в случае если человек не перестанет систематически ее разрушать.
Лечебна и музыка Хильдегарды, «таинственно изукрашенная многими чудесами». Слушать ее особенно рекомендуется людям с расстройствами психики, страдающим бессонницей. В книге «Жизнь после смерти» Роберт А. Уилсон написал, что «Хильдегарда Бингенская написала больше первоклассной музыки, чем Моцарт, Бах и Скотт Джоплин, вместе взяты».

Хильдегарда — автор и кулинарных рецептов. Как целитель и знахарь она использовала наговоренный хлеб и овсянку, школьникам рекомендовала «вразумляющее печенье», улучшающее работу головного мозга, а своим послушницам — хорошее пиво.

Современник Хильдегарды Гибер из Жанблу писал, что она первая после Девы Марии смогла возвеличить женщину своими трудами. Хильдегарду называли «сияющий блеск священной религии». При том что смелая женщина открыто критиковала существующую политику за излишнюю жестокость, абсурдность, инквизицию, общением с ней гордились самые знаменитые люди — например, вел переписку сам Фридрих Барбаросса, император Священной Римской Империи, соратник короля Ричарда Львиное Сердце.

Переписывалась она и с несколькими Римскими Папами. Прожила Хильдегарда 81 год. После смерти тремя Папами и Церковным собором ее откровения были признаны достоверными. Судьба Хильдегарды как женщины была не слишком радостной, ей суждено было провести жизнь в уединении в монастыре, из которого нет дороги обратно. Kinder и семейная Küche ее не коснулись, однако она прожила такую интересную и насыщенную жизнь, что позавидует любая домохозяйка.

Автор: Инна Мажор  (Источник: https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/64625/)

Светлана Бриах: меня статья заинтересовала. Вернее, человек, о котором в статье идёт речь.

Видео с рассказом о Хильдегард(е) и фрагментам её музыки

её музыкальные молитвы

из её книг:
https://www.academia.edu/9801718/Hildegarda_Von_Bigen

О монастыре (а вдруг среди читателей есть те, кто любит путешествовать по такого рода местам. Хотя тут и просто долина Рейна, виноградники.. это в 150 км от нас, так что места знакомые))

Свой первый монастырь она основала в местечке Рупертсберг (Rupertsberg) под Бингеном в 1150 году. Его община росла быстро, поэтому в 1165 году на противоположном берегу Рейна, в Эйбингене, был приобретен монастырь августинцев. В его стенах Хильдегарда Бингенская создала новую бенедиктинскую обитель, став также ее настоятельницей, и вплоть до своей смерти бывала в ней дважды в неделю.

В 1632 году во время Тридцатилетней войны материнский монастырь Рупертсберг был разрушен шведскими войсками. Монахини после нескольких лет изгнания перебрались в уцелевшее дочернее аббатство в Эйбингене. Следующие 150 лет в истории обители были нелегкими - голод, эпидемии, войны и другие бедствия. В 1803 году в процессе секуляризации аббатство упразднили и лишили имущества. Монастырская церковь отошла городской общине.

Идея воссоздать монастырь в Эйбингене принадлежит епископу Петеру Йозефу Блуму из Лимбрга (Bischof Peter Josef Blum von Limburg), жившему в 1842-1883 годах. Он высоко ценил идеи Хильдегарды Бигенской и сделал многое для их популяризации. Епископ предложил князю Карлу цу Лёвенштайн-Вертхайм-Розенберг (Fürst Karl zu Löwenstein-Wertheim-Rosenberg) восстановить аббатство. Именно его знатному роду отошли в 1803 году владения монастыря в процессе секуляризации.
Закладка фундамента на новом месте состоялась 2 июля 1900 года, а через четыре года в стенах новой обители поселились первые 12 монахинь. С этого времени восстановленный монастырь подчиняется не местному епископству, а непосредственно Ватикану.
Во время бедствий Первой мировой войны монастырь практически не пострадал. В начале Второй мировой войны монахини были изгнаны из обители, конфискованной национал-социалистами под лазарет.
Весной 1945 года расположенный рядом на Рейне город Рюдесхайм был сильно разрушен во время бомбардировок, но монастырь уцелел. Часть его помещений на целое десятилетие стала домом для оставшихся без крова жителей соседнего города.


ещё немного о Хильдегард:

Монахиня Хильдегарда и традиции нетрадиционной медицины

из Википедии:

Хильдегарда Бингенская

Последние статьи

Беда не во времени, беда в людях Беда не во времени, беда в людях Беда не во времени, беда в людях  
Самое важное нынче Самое важное нынче Самое важное нынче  
Человек ближе к Богу, чем рыбы к океану Человек ближе к Богу, чем рыбы к океану Человек ближе к Богу, чем рыбы к океану  
Джеймс-3 .. или реинкарнация лётчика Джеймс-3 ..  или  реинкарнация лётчика Джеймс-3 .. или реинкарнация лётчика  
Никому не угодишь Никому не угодишь Никому не угодишь