НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Добрый день, дорогие родители!

Если вы хотите вырастить здоровых, успешных, уверенных в себе, счастливых деток, то эта статья для вас.

Меня зовут Олеся Роменкова и я буду вести на канале ШЮВ нейропсихологическую гимнастику для детей (впрочем, взрослые тоже при желании могут присоединиться ☺ )

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ– это относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии. Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением. Она была основана в середине ХХ века выдающимся отечественным психологом А.Р. Лурия. В первые десятилетия своего существования нейропсихологическая наука преимущественно была направлена на изучение работы мозга взрослого человека, однако в последнее время всё большее внимание уделяется закономерностям развития детского мозга.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА– это перспективное и востребованное направление, т.к. всё чаще рождаются дети с теми или иными нарушениями, а нейропсихология помогает своевременно выявить это на ранних этапах и провести грамотную коррекцию.

Коррекционная нейропсихология использует в своем арсенале различные упражнения, полезные для мозговой активности и просто для прекрасного самочувствия.

Занятия по нейропсихологической коррекции показаны ребенку, имеющему следующие проблемы:

- родовая травма

- рождение с помощью кесарева сечения

- повышенный или пониженный тонус

- частые заболевания (бронхо-легочные, отиты, атопические дерматиты, лечение антибиотиками)

- травмы головы, общий наркоз

- мало ползал или не ползал совсем

- ходил на цыпочках, поздно начал говорить

- гиперактивен или излишне медлителен

- импульсивен, раздражителен, конфликтен

- быстро утомляется, с трудом засыпает

- не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь

- пишет неразборчиво, плохо запоминает, сравнивает, обобщает

- не может описать картинку

- пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально

- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует

- невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца

- неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен

neiro

Большую часть проводимых на канале упражнений будут составлять упражнения по методу замещающего онтогенеза (МЗО) (автор А.В. Семенович), который основывается на теории   А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция".

Цель МЗО — мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (этим термином подчеркивается связь между движением и собственно психическими функциями — восприятием, памятью, мышлением, речью) и тем самым обеспечивается психическое и психологическое развитие ребенка.

 Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.

 Программа по МЗО обязательно включает дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» и «ползания».

Дыхательные

Способствуют усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.

Дыхание представляет собой процесс, который постоянно необходим человеку, во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом, часто ребенок, выполняя трудное задание, перестаёт дышать на какое-то время, обделяя свой организм (и мозг в том числе) кислородом. Кроме того, функция дыхания связана с другими функциями мозга и может вызвать их сбой, если происходит сбой в дыхании.

Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции. Перевод дыхания из непроизвольной в произвольную функцию решается посредством её включения как одного из элементов в ряд двигательных упражнений.

Глазодвигательные

Ребенок к трем годам уже должен уметь оценивать пространство на 180 гр. по вертикали и 180 гр. по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.

Имеющаяся у ребенка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но, как правило, она проявится и в других, сферах, например, в речевой. И точно так же, как ребенок видит фрагментарно, он будет и слышать фрагментарно. Например, учитель говорит: «За высоким забором растут яблони». Ребенок может ухватить только один какой-нибудь фрагмент, например: «растут яблони», а что было перед ним, что после – он не знает, и начинает достраивать всё что угодно и фантазировать, придумывая то, что учитель совсем не говорил.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память).

Глазодвигательные упражнения помогают устранить неадекватные содружественные движения. Например, когда ребенок на что-то смотрит, у него включается язык в лучшем варианте, но, как правило, всё тело. Когда ребенок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он всё время что-то вертит в другой руке и т.п.

Растяжки и упражнения двигательного репертуара (ползания)

Растяжки – это система специальных упражнений, при выполнении которых в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов), зажимов. Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.

Оптимизация и стабилизация тонуса являются одними из самых важных задач коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса может стать как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на его общем развитии.

Осознание ребенком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Многие упражнения выполняются в трёх пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение (упражнения лежа) .ребенок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).

Этот комплекс помогает научить ребенка чувствовать, перераспределять напряжение и уметь его снимать. Также это является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.

ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Предлагаемый комплекс упражнений применим для детей от 5 до 12 лет. Исключения составляют дети с повышенной эпилептической готовностью. Авторы методики настоятельно не рекомендуют заниматься по этой программе с детьми с повышенной эпилептической готовностью дома, а также в условиях детских учреждений без постоянного клинического сопровождения эпилептологом.

neiro1

Столь же тщательного сопровождения требуют дети с другими клиническими диагнозами (психиатрическими или общепаталогическими), а также дети с генетическими синдромами.

С осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.

Кроме упражнений по методу замещающего онтогенез, мы будем заниматься развитием межполушарного развития, упражнениями по мозжечковой стимуляции, развитием мелкой моторики и многими другими занятиями полезными для развития ваших детей.

Приглашаю вас к просмотру и искренне желаю всем нам радости в процессе воспитания и делания наших детей счастливыми!

 

Последние статьи

Беда не во времени, беда в людях Беда не во времени, беда в людях Беда не во времени, беда в людях  
Самое важное нынче Самое важное нынче Самое важное нынче  
Человек ближе к Богу, чем рыбы к океану Человек ближе к Богу, чем рыбы к океану Человек ближе к Богу, чем рыбы к океану  
Джеймс-3 .. или реинкарнация лётчика Джеймс-3 ..  или  реинкарнация лётчика Джеймс-3 .. или реинкарнация лётчика  
Никому не угодишь Никому не угодишь Никому не угодишь