- Hits: 1490
Памяти Учителя Петра Дынова
Омраам Микаэль Айванхов
Если бы я рассказал вам о моей радости и моем восхищении, когда я встретил Учителя, вы бы мне не поверили! Я бьл тогда очень беден, у меня была лишь кровать, скрипка и несколько книг. Целые недели я проводил в горах, занимаясь чтением, медитацией, и время от времени уходил немного поработать, чтобы заработать несколько су. И если бы вы видели башмаки и одежду, которые я носил!. Но я бьл счастлив, потому что чувствовал себя богатым, сказочно богатым, богатым от сознания, что у меня есть мой Учитель. Мне казалось, что мой разум, мое сердце вмещают в себя все сокровища Вселенной. Иметь Учителя - вы представляете! Я знал, что благодаря ему я буду обладать Небом и Землей, смогу осуществить все самое ценное, чего я так желал.
Очень мало людей, к несчастью, обладают интуицией, понимая, что может представлять Учитель в их судьбе, что его присутствие может исправить, улучшить и сгармонизировать их существование. Иметь Учителя -- это не говорит им ни о чем, потому что они знают, что с ним уже не будут так спокойны: Учитель покажет им их недостатки, опасность пути, на который они часто вступают. И тогда, очевидно, они почувствуют себя немного потерянными, а этого-то они и не хотят. А жаль, потому что с таким отношением они идут навстречу страданиям и лишениям, гораздо большим, чем те, которые они перенесли бы, следуя советам Учителя. Я же с юных лет почувствовал, что нуждаюсь в Учителе, именно это меня и спасло.
Когда я встретил Учителя Петра Дынова, мне было семнадцать лет. Я жил в Варне, на берегу Черного моря. Я встретил его в то время потому, что из-за разного рода интриг духовенству православной Церкви удалось добиться от правительства, чтобы Учитель покинул Софию, где он жил. Учитель был отправлен в ссылку в город Варну, близ которого, впрочем, он родился и долгое время жил.
Учитель был сыном священника болгарской православной Церкви. Его отец желал, очевидно, чтобы он следовал тем же путем и стал попом. Но Учитель отказался. Он хорошо знал эту среду духовенства, ее менталитет, занятия и не был от этого в восторге. Он мог бы стать также и пастором, так как в юности обучался в протестантской школе в Болгарии и был послан продолжать свои занятия по теологии, а также медицине в Соединенные Штаты. Когда Учитель вернулся, от него ждали, что он примет должность в протестантской Церкви, но и тогда он отказался. Он чувствовал, что у него совсем иное призвание.
Когда Учитель начал читать публичные лекции и собирать вокруг себя учеников, духовенство православной Церкви немедленно встало против него. Почему? О, это очень просто. Во все времена и во всех религиях духовенство считало, что вне законной Церкви ничего хорошего не может происходить. Допустим: если бы Церковь правильно исполняла свою роль, то ее не в чем было бы упрекнуть, но часто она лишь поддерживает своих верующих в их узких и ограниченных мнениях. В действительности, что от них требуется? Верить, регулярно посещать службы, сказать несколько молитв, спеть несколько духовных песен, послушать болтовню и все! Как Церковь может думать, что этого достаточно, чтобы их изменить и приблизить к Богу? Да хочет ли она действительно их изменить и приблизить к Богу? И даже среди духовенства, сколько там имеется тех, кто подает пример жизни действительно в согласии с самыми священными законами их религии?
Постепенно личность Учителя и его деятельность стали для епископов настоящим живым упреком. Он, казалось, говорил им: "Как вы далеки от истин Евангелия! Как ваша жизнь отличается от того, чему учил Иисус! Вы должны исправиться!" Но вместо того, чтобы принять это, они обвинили Учителя в ереси и объявили ложным пророком. Если бы он вел совсем ничтожную жизнь, они оставили бы его в покое, но он хотел идти по стопам Христа, и они подвергли его гонениям. Какое-то время спустя епископы договорились с некоторыми членами правительства отправить его в ссылку. Этот демарш епископов был доказательством их слабости. Учитель был вынужден покинуть Софию. Он остался спокойным и выехал в Варну с несколькими учениками. Это был 1917 год.
В это время я жил в доме, который принадлежал моим родителям и находился, чего я не знал, в нескольких метрах от дома, где когда-то жил сам Учитель, перед тем как он уехал жить в Софию. Как мне помнится, это была поистине самая необычная улица города из-за своей покатости. Каждое утро, чтобы пойти в школу, я вынужден был подниматься по этому крутому склону, а зимой я должен был соблюдать великую предосторожность, потому что лед превращал его порой в настоящий каток. На этой улице, которая была к тому же еще и длинной, находилась церковь, к которой отец Учителя был прикреплен как священник. Поэтому он занял дом неподалеку, и Учитель жил там многие годы.
Ссылка Учителя в Варну стала для меня настоящим событием: именно благодаря этому я узнал его, и моя жизнь была окончательно определена.
Как только я его увидел, я был потрясен. Его лицо, его излучение, покой, который исходил от него, степенность его осанки, легкость его жестов, походка, манера говорить, взгляд, улыбка - все происходило из иного мира. Во всем его существе чувствовался долгий труд Посвященных и Учителей, труд терпеливый, упорный, благородный и бескорыстный. Мир, огромный по своей глубине, своему богатству и красоте,- вот что нес Учитель.
Впоследствии, что на меня произвело сильное впечатление в Учителе, это его чувство собственного достоинства. Но вам, возможно, трудно понять, что я этим хочу сказать, потому что для большинства достоинство - неясное понятие, они склонны смешивать его с гордостью или гордыней. Достоинство Учителя было в осознании сокровищ, которыми Бог наделил его, и в желании сохранить их безупречными.
Да, истинное достоинство - это уважение всего того, что Бог дал нам, начиная с нашего физического тела, а также нашего сердца, нашего разума, нашей души и духа. Сколько раз я замечал у Учителя стремление защититься от любой грязи физической или психической. Чувствовалось, что ему постоянно хотелось сохранить богатства, которые были в нем, чтобы однажды он смог вернуть их Создателю еще более преумноженными и сияющими.
И именно этому достоинству, этому уважению к самому себе он хотел научить своих учеников, заставляя их осознать, что они - храм, дарохранительница Вечности, куда должны входить и выходить только чистая пища, чистые мысли, слова, чувства. Все те, кто не следит за тем, что в него входит и что из него выходит, кто позволяет себе делать что угодно, заниматься чем угодно, говорить или думать о чем угодно, не могут осознавать их истинного человеческого достоинства.
То, о чем я вам сейчас расскажу, произошло в Варне, в то время когда я познакомился с Учителем и пришел навестить его. Это было во время войны на Балканах. В тот вечер мы долго разговаривали, и я возвращался поздно, когда комендантский час уже начался. Внезапно на углу улицы я натыкаюсь на двух конных гвардейцев, которые останавливают меня, говоря: "Куда вы идете в такой час?"
- "Я возвращаюсь домой".
- "Хорошо. Но сначала пойдемте с нами". И я вынужден был следовать за ними. Я шагал, думая об Учителе, и был так счастлив от нашего разговора с ним, что мне было все равно: проведу я эту ночь в тюрьме или нет. Вдруг без всякой причины патруль изменил отношение ко мне и говорит: "Ладно, идите отсюда! Возвращайтесь домой. Мы только проводим вас до конца дороги, чтобы вас не остановил другой патруль, но не вздумайте больше выходить в этот час". Я был счастлив от такого поворота дела, и на другой день уже забыл об этом случае.
Несколько дней спустя я вернулся к Учителю. Он принял меня улыбаясь и сказал: "Ну, как все прошло в тот вечер? Гвардейцы были любезны с тобой, не так ли?" - "Как, Учитель, вы знаете все, что произошло? Как вы это сделали?" - "Я сказал гвардейцам: отпустите его, пусть он спокойно возвращается домой, это хороший ученик". После этого случая я понял, как легко было Учителю, который был ясновидящим, говорить так незримо. Те, кто задают себе вопросы о реальности мысли: может ли она путешествовать в пространстве, готов ли человеческий мозг принять ее, поразмышляйте над этим фактом. Учитель сказал гвардейцам: "Это хороший ученик, оставьте его", и их души повиновались, потому что призыв Учителя - это приказ.
Иногда, когда мы с ним беседовали, Учитель смотрел на небо и разглядывал фигуры, нарисованные облаками. "Михаил,- говорил он мне,- сегодня после полудня из Софии приедут три человека, чтобы меня повидать".-- "Из чего это видно, Учитель?" - "А это облака мне об этом возвещают,- отвечал мне он,- они явились меня предупредить". На каком языке, я не знаю, но благодаря Учителю, я узнал много вещей подобного рода. Он мне также объяснил, что по облакам, которые видны над городом, можно узнать о достоинствах его жителей.
Какое-то время я жил с одним из моих друзей. И вот однажды, когда я вернулся, друг мне сказал, что во время нашего отсутствия к нам проник вор и унес много вещей, в том числе радиоприемник и часы, принадлежавшие мне. Я слышал, как Учитель говорил, что когда вор крадет у нас какие-нибудь вещи, то это часто из-за того, что по некоторым причинам они на самом деле нам не принадлежат. Я ответил другу: "Если эти вещи действительно наши, мы найдем их; если мы их не найдем, значит они нам не принадлежат, и сожалеть не стоит". Мой друг был очень разумен, но будучи исключительно практичным человеком, он нашел мои шутки немного неуместными и предпочел подать жалобу в комиссариат полиции, где он назвал свое имя и мое.
Двумя днями позже я был вызван в комиссариат. Комиссар, увидев меня, спросил: "Вы ученик господина Дынова, не так ли?" - "Да, а как вы об этом узнали?" -- "По вашему лицу".-- "Так, значит, вы знаете Учителя?" -- "Да, я с ним познакомился, и я расскажу вам как". И забыв о грабителе, он начал: "Как вы счастливы, имея такого Учителя! Почему я так думаю? Так вот. Во время войны я оказался на фронте в Македонии. Мой отец был тогда губернатором Варны. В те времена было трудно посылать письма на фронт и получать их оттуда, и мой отец очень переживал, не получая обо мне известий.
Когда он узнал, что ваш Учитель находится в Варне, то пошел повидать его, чтобы узнать, где я нахожусь. Учитель закрыл на мгновение глаза, чтобы отыскать меня, затем сказал: "Сейчас ваш сын в лесу со своими товарищами, они прячутся, потому что над лесом летают самолеты и сбрасывают бомбы, и им страшно -- это очень открытое, незащищенное место. Рядом с ними течет ручей... Сейчас бомба только что упала на то место, где они прячутся... Ваш сын ранен, но не смертельно.
Он будет спасен, не беспокойтесь, я могу вас заверить, что он не умрет и вскоре вернется в Варну. Идите, встречайте его на вокзале такого-то числа (Учитель уточнил день и час), он приедет в этот день с рыбой". Мой отец был очень взволнован, но вернулся успокоенным. В день, указанный вашим Учителем, он приехал встречать меня на вокзал с друзьями и обрадовался, увидев меня с рыбой!
Впоследствии, мой отец, зная, что Учитель был также и френологом, привел меня к нему, чтобы он осмотрел мою голову; я не очень хорошо помню, что он сказал по этому поводу, так как в то время я мало о чем заботился и был неспособен понять, что мог сказать ваш Учитель!.."
После этого рассказа комиссар расспросил меня о деталях кражи, жертвами которой стали мой друг и я. Он пообещал мне сделать все возможное, чтобы найти вора, и я вернулся к себе. Мне особенно хотелось найти мои часы и вот почему: это были серебряные часы, которым было, по меньшей мере, лет пятьдесят, они принадлежали когда-то еще моему отцу, но они были тем более ценны, так как каждый час указывали действующее планетарное влияние. Я сам изготовил астрологический циферблат с помощью соответствующих вычислений, и достаточно было бросить на них взгляд, чтобы определить влияние планет.
Поэтому я хотел найти свои часы. И они ко мне вернулись. Вором оказался бедный молодой человек. Я попытался с ним поговорить, чтобы тронуть его сердце, и даже попросил комиссара не поступать с ним жестоко, сказав ему, что этот юноша -- жертва социальных условий, что он был беден и голоден. Мои аргументы показались ему не совсем убедительными, но возможно из-за своей симпатии ко мне, потому что я был учеником Учителя, он пообещал мне не наказывать его строго... Вернувшись домой, я сказал своему другу: "Видишь, невидимая полиция хорошо выполнила свою работу: она выяснила, что эти вещи принадлежат нам, и эта кража -- ошибка". Он бросился ко мне на шею от радости. Надо сказать, что именно он и потерял больше всего вещей.
Несколько лет спустя я встретил замечательного писателя, сказавшего мне: "Расскажите мне о вашем Учителе. Я знал его, он, должно быть, очень стар теперь, расскажите мне, что он делает. Когда я был в лицее, мы с моим товарищем зашли к нему, потому что слышали, что он великий френолог, а нам хотелось узнать наше будущее.
Он посмотрел на нас улыбаясь и сказал мне: "У вас очень хрупкое здоровье, но вы станете великим писателем". Я был очень удивлен, потому что в то время хотел стать коммерсантом и у меня не было ни малейшего желания писать. Моему же товарищу, который, напротив, желал стать писателем, он сказал, что позже он займется коммерцией, что, очевидно, его немного раздосадовало. Все предсказания, которые он нам сделал, сбылись. Кланяйтесь от меня вашему Учителю, я его очень уважаю".
И это правда, что Учитель был уникальным френологом. В течение многих лет, прежде чем посвятить себя роли наставника, он исколесил города и поселки Болгарии, чтобы изучить и измерить черепа разных людей. Он проводил френологические исследования даже на духовенстве! Он обладал также способностью разгадывать людей, видеть степень их развития, вплоть до того, куда они ходили и кем станут. Да, это был дар, и часто Учитель доказывал мне это. Но одновременно он был большим наблюдателем. Я тут же подметил эту привычку наблюдать за окружающими людьми и, в частности, за своими учениками, конечно. Но делал он это очень скрытно, не желая смущать их пристальным взглядом. Если вы перехватывали его взгляд, он быстро отводил его, как будто интересовался чем-то другим, но если он полагал, что вы не замечаете, как он за вами наблюдает, то вы чувствовали его взгляд, проникающий в вас очень глубоко.
Когда я, навестив Учителя, уходил, и он сопровождал меня до двери, я оборачивался, чтобы попрощаться с ним еще раз: он стоял там, смотрел на меня, и я чувствовал по его глазам, что он еще изучает меня. Он смотрел, как я иду: может быть, он хотел понять эффект воздействия нашего разговора, его слов на меня, потому что походка человека всегда очень характеризует его внутреннее состояние.
Когда я понял какое значение Учитель придает наблюдению за людьми, я тоже начал за ними наблюдать. Многие считают, что узнать людей можно, если задавать им вопросы и слушать, что они говорят. Это отчасти верно, конечно, но что еще более верно, так это то, что слова часто служат для того, чтобы скрыть, обмануть, показать себя перед другими выгодным образом. В действительности, малейшие детали жестов, мимика, поведение и вся физиономия в целом говорят больше, чем слово. Но поскольку большинство людей не умеют наблюдать, они ничего не замечают в других; поэтому-то они и знают их так плохо. Учитель же, Петр Дынов, был исключительным наблюдателем.
Но самым замечательным в Учителе была та духовная жизнь, которая исходила от него и делала его совершенно особенным существом и которая, как лучи света, проникала в нас. Ибо излучение существа, ведущего интенсивную духовную жизнь,-- это живой мир, населенный очень чистыми сущностями, которые проникают и работают во всех тех, кто к нему приближаются.
Многие считают, что главное -- это слово Учителя, мудрость, которую он передает, и что, если он ничего не говорит, то они ничему не учатся. Ну, так вот, это заблуждение: даже если он не говорит, излучение, исходящее от него, передает вам что-то от его света и его силы. Сознательно или бессознательно, вы впитываете эти тонкие частицы. Но, конечно, если вы сознательны, это вам облегчит вашу внутреннюю работу. Это то, что я понял рядом с Учителем. Главным было не Учение, которое он нам передавал своим словом, а интенсивные вибрации его духа, проникавшие в нас.
Именно так всякий истинный Учитель работает над своими учениками: недостаточно, чтобы он заставил их разделить его идеи, его убеждения - он проецирует на них квинтэссенции своей души и своего духа. Через несколько лет физическая материя ученика пронизана, наполнена квинтэссенциями своего Учителя, и именно так он становится постепенно таким, как Он. Учитель -- это источник; Учитель - это озеро; Учитель -- это дерево; Учитель -- это плод; Учитель -- это хлеб; Учитель -- это солнце. Поэтому возле него ученик питается, утоляет жажду, очищается, освещается... Когда я понял это, это было для меня великим богатством. Конечно, я не понял этого сразу, я был слишком молод. Но несколько лет спустя, когда осуществилось то, что было присутствием Учителя, я приложил все усилия, чтобы стать более сознательным в те моменты, когда я был рядом с ним, а также воскресить в памяти некоторые опыты, бесценность которых в то время я не понимал.
В Варне, на берегу моря был великолепный парк. Именно туда ходил я каждое утро на восход солнца. Часто я встречал там и Учителя, который тоже шел встречать восход солнца. Я приветствовал его, а он приветствовал меня, приподнимая шляпу. В этот час мы были единственными посетителями этого парка. Возможно, он был удивлен, встречая молодого человека в столь ранний утренний час, и именно это и привлекло вначале ко мне его внимание.
Однажды брат, имевший дом в предместьях Варны, рядом с виноградниками, пригласил Учителя в гости. Я посетил там Учителя, который назначил мне встречу на следующее утро очень рано, потому что хотел отвести меня подальше, на возвышенность, чтобы присутствовать при восходе солнца. Я был так счастлив идти утром вместе с ним, что почти не спал всю ночь. Я прибыл вовремя, конечно, и мы отправились в путь. Я чувствовал себя таким веселым, радостным, что не мог не говорить, а он смотрел на меня, улыбаясь, и ничего не говорил.
Наконец, немного разочарованный тем, что он мне не отвечает, я умолк. Я начинал понимать, что в такой момент предпочтительнее было не разговаривать. Утром, когда идешь встречать солнце, надо внутренне приготовиться получить все его благословения. Но чего вы хотите? Когда молод - а мне едва исполнилось восемнадцать лет -- всего этого еще не понимаешь. Я был так счастлив идти рядом с Учителем!
Как он точно рассчитал -- а он хорошо знал Варну, потому что прожил там долгое время,- мы прибыли прямо к восходу солнца. Тогда мы остановились, выбрали место на больших холмах, и солнце начало подниматься. Мы долго смотрели на него, поднимающееся в небо. Учитель созерцал его, а я, я был горд, как Артабан, потому что я был с ним. Наконец, мы сделали несколько дыхательных упражнений, потом Учитель сказал: "А теперь мы приляжем!" Я был немного удивлен, что мы растянемся там после восхода солнца, но он не дал мне никакого объяснения. Учитель часто делал подобные вещи без предупреждения, без объяснений. Тогда мы растянулись на животе таким образом, чтобы наша спина была открыта лучам солнца. Позже я понял, насколько солнечные лучи важны для спины, потому что она, как батарея, которая нагревается от солнечного света и тепла.
Но перед тем как лечь, Учитель начал бросать в воздух один за другим несколько камешков. Я опять не понял, зачем он бросал эти камни, но потом он мне объяснил... Итак, мы вытянулись, солнце нас пригревало, это было чудесно. И мы исчезли... Это не был сон, но состояние, похожее на него. Куда мы улетели? Через некоторое время мы вернулись оба в одно время. Я был в восторге, я чувствовал, что произошло что-то исключительное, что я вернулся из неописуемо прекрасного места, но все в моей памяти было неясно.
Учитель смотрел на меня улыбаясь. Он спросил меня: "Ты знаешь, где мы побывали?" -- "Нет, Учитель, но я буду счастлив, если вы мне это скажете".-- "Ты видел, что я начал бросать камешки: это, чтобы возвестить о нашем прибытии в каузальный план. Именно там мы и побывали. Но сущности, которые нас встретили, сказали, что не нужно, чтобы ты помнил то, что увидел, поэтому я вынужден был набросить на тебя покрывало. Но ты чувствовал, неправда ли, что что-то произошло? " -- "Да, Учитель, да".
Затем мы восстановили наши силы, немного перекусив, и спустились вниз. Мне казалось, что воздух вибрировал вокруг нас иначе, будто вся природа была очарована. Впервые Учитель вводил меня в каузальный план.
Впоследствии я часто сопровождал Учителя к восходу солнца на холмы Варны. Вы не можете себе представить красоту утренних красок в то время, когда над Черным морем встает солнце. Мы долго оставались в медитации, раздваивались, и Учитель вел меня, чтобы я созерцал жизнь иных миров.
И всякий раз он предупреждал сущностей этих миров, чтобы они были готовы нас встретить. Это были невыразимые моменты.
В своем Учении Учитель отводил большое место солнцу. Если умеешь смотреть на солнце и работать с ним, приобретаешь истинное могущество. Все, что существует на земле,-- камни, растения, животные, люди -- получает жизнь от солнца, его тепло, свет, но только великие Учителя, Посвященные поняли природу этой энергии: они развили свои центры, которые позволяют им улавливать и трансформировать ее, и своей жизнью, своим излучением они становятся благословением для всех тех, кто к ним приближается.
Вы скажете: "Но как они это делают?" Посвященные знают, что сознание не ограничивается маленькой частью их существа и что упорной работой возможно сделать сознательными все те внутренние области, которые психология называет подсознательным, бессознательным, сверхсознательным. Овладев этими областями, сознание делает открытия, устанавливает сравнения и, таким образом, становится все более и более обширным и могущественным.
Многие возразят, что это не очень научно. Но они ошибаются. И я еще добавлю, что все, что существует вне нас, существует равным образом и в нас. Все, что существует на земле и под землей, все, что существует в реках, озерах, морях, океанах, все, что существует в небе, в звездах, туманностях, существует также и в человеке. Это объясняет то, что с рождения он постоянно стремится к изучению и пониманию мира, который его окружает: а ведь это он самого себя хочет изучить и понять.
К несчастью, поскольку он не знает глубоких причин этой устремленности, человек довольствуется тем, что смотрит вокруг себя, записывает, отмечает, никогда не понимая главного. Все исследования предприняты учеными, чтобы лучше уловить изумительные богатства природы, и это великолепно! Но Посвященные пошли гораздо дальше, устремляя эти исследования вглубь себя, раздвигая до бесконечности границы своего сознания.
Эта работа по овладению сознанием начинается с исследования подсознательного, тех существ, которые его населяют, течений, которые его пересекают. Именно так подсознательное изливает одно за другим свои сокровища на сознание. Посвященный -- это существо, развивающее свое сознание вширь, вглубь и ввысь; он достигает освещения всех отделов подсознания внизу и всех отделов сверхсознания вверху. Именно потому, что сознанию Посвященного удалось объять безграничное пространство, оно начинает сиять, лучиться, касаться окружающих его существ, входить в их сознание. Но сознание не останавливается на этом: оно идет, постоянно расширяясь, все дальше, вплоть до солнца.
Для Посвященного солнечный свет -- это пища, он ее поглощает, он ее переваривает, он ее усваивает, чтобы проецировать затем вокруг себя. Поэтому он может освещать, согревать и оживлять творения. В то время как человек, сознание которого закоснело в материальных заботах, не способен по-настоящему помочь своим ближним.
Полностью читать тут: http://samlib.ru/s/shadrin_w/rar-4.shtml