Искус - что такое искус? Что есть искушение?

Cats Vienna

(так звучала одна из тем для письменного размышления в практике по Сатурну).

Почему-то набежало сразу несколько ассоциаций. Искус - что-то искушенное, выкушенное из целого. Отчего-то увиделся дурацкий образ: на свадьбе подают молодым пышный, душистый каравай на рушнике - и они по очереди выкусывают из его мягкого бока куски. Вроде бы на счастье. Но, как пишут наши белорусские этнографы, с точки зрения древних традиций - это издевательство над святыней.

Потому что хлеб - круглый, свежий и пышный - это символ грядущей семейной жизни, круглой, наполненной, целостной. И по старинным обычаям его надлежит завернуть в рушник и хранить за иконами, вместе с венчальными свечами как оберег. Со временем каравай затвердеет, что символизирует дополнительно крепость и нерушимость семейных уз.

А его вместо этого грызут, да еще с целью захапать побольше, чтобы утвердить власть в будущей семье. Вот и выходит искушение - выгрызание кусков из целого, нарушение целостности, нарушение святости, жадность, агрессия. Нарушение пути, в конце концов!

А почему так, если традиции вообще-то велят иначе? Думается мне, что причиной тому - соблазн, желание схватить то, что лежит на поверхности, поддаться первому движению эмоций. Как же - пахнет замечательно, свежий, вкусный, теплый. Конечно, надо откусить и насытить себя, удовлетворить свое желание.
И не берется в расчет то, что в этом каравае - глубочайшая символика: и зерно, которое символизирует жизнь и развитие, и труд многих рук сокрыт в нем, и округлая форма, как символ вселенной и солнца, и то, что он запечен, что символизирует трансформацию одного вида материи в другой. И много еще чего. Но на поверхности лежит иное - вкусное, соблазнительное, манящее. И это надо схватить.

Так я вдруг увидела внутреннюю причину возможности искуса - поверхностность ума. Не будучи глубоким, ум не в состоянии постичь все слои смысла того или иного явления - и с легкостью ведется на верхний, чаще всего ярко и приятно пахнущий слой. И точно так же поверхностный ум не слишком умеет увидеть последствия совершаемых действий.

Второй момент - жадность. Искушение порождается жадностью, оно - ее следствие. Хочу сейчас, немедленно и побольше. Стремление захапать в себя как можно щедрее кусков этого мира. И если что-то буквально идет в руки само - почему не схватить? Кстати, как мне кажется, это один из аспектов искушения - видимая легкодоступность.

И вот еще момент нарисовался - стало быть, искушение - это еще и следствие лени. Не привыкший трудиться для достижения цели, привыкший получать запросто, налегке - быстрее поддается искусу. Но ведь и результат такой не ценен. А коль не ценен, долго наслаждаться вкусом человек не сможет - быстро пропадает интерес. Значит, нужно новое. Поэтому лень - это короткий путь к искусам, многочисленным и разнообразным.

Возникает зависимость и нужда в новых и новых стимулах. Кроме того, лень позволяет видеть именно то, что очевидно, что открыто говорит о себе - и не видеть то, что скрыто.

Третий вывод из увиденного образа - искус есть нарушение целостности образа себя, образа собственной жизни, образа пути. Причем нарушение грубое. Хищное даже. Вырванный кусок утрачивается навсегда, а образ... регенерируется, конечно, со временем. И только от того, как мы будем лечить последствия этого искуса, зависит, останется ли на месте выкушенного грубый рубец или нарастет новая ткань. И если искушений много, а лечить их последствия человек никак не собирается, то... От яблока остается огрызок. Огрызок нашей души, а подчас и тела.

Искус - это и про ответственность. В массовом понимании быть искушенным - вроде и не хорошо, но в то же время в чем-то с тебя снимается ответственность за ситуацию. Не виноватая я, он сам пришел! Он пришел, а я слаба, увы! И видится в этом дешёвая бравада - как говорил кто-тоиз классиков, по-моему: "Есть люди, которые гордятся силою своих желаний, а не силою власти над желаниями". И тут же хочется добавить - и оправдывают этой силой любую глупость, ими совершаемую.

Мне нередко приходилось слышать: "Да, он поступил не лучшим образом, но он любит/очень этого хотел/руководствовался благими побуждениями" и т.п. Удобный такой способ снять с себя ответственность за происходящее.

Помыслилось также вот что: искушение - это нечто довольно тонкое. Иезуитское такое, непростое. Оно не кричит в лоб: "Возьми меня", - это, скорее, соблазн. Это серьезная работа темных сил, направленная на овладение энергиями человека, подчинение их своим интересам. Но при этом ведь важно, чтобы энергии не теряли своей силы, а иначе смысл в это вкладываться. Поэтому искус, искушение - это что-то тонкое, завуалированное, возможно, замаскированное под хорошее и доброе.

Прослеживается ведь что-то общее между "искус", "искусство", "искусственный". То есть, искус - деяние, нацеленное на создание некоего образа, который имеет вид отпечатка реальности. Искус несет свою энергетику, точно так же, как и картина или музыкальное произведение. И даже может вдохновлять. Вопрос, какой это образ, что он несет, на что сподвигает? Искус, таким образом, - это проверка тонкости нашего восприятия, уровня нашего общего развития, способности видеть и слышать. Сумеет ли человек распознать искус во внешне красивом образе, который предлагается ему задаром?

Сильный символ искуса - хорошая реклама. Были в докризисные времена просто роскошные образы в рекламе разных банков и финансовых учреждений, которые потом лопались, обманывая твсячи людей. Это искус? Что-то кажется мне - да! Тут тебе и лень человеческая, не желающая смотреть дальше красивой картинки, тут и действительно красивый, впечатляющий образ "настоящего искусства", и побуждение к действиям, которых ты и не собирался делать, нарушение образа пути.

Искушалась ли я? Безусловно! Бывали в моей жизни и люди, чьи речи и поступки искушали меня верить в их слова и цели.
Бывали вещи и ситуации, посланные, как мне казалось, для вдохновения и инсайта. Подумалось, что моя журналистская деятельность в прошлом на ниве рекламы - тоже была искусом. Искусом думать о себе возвышенно, как о человеке, создающем красивые тексты и образы, как о профессионале высокого класса, как о творце вдохновляющих, радующих глаза вещей.

Но по сути это ложь и попытка "увлечь в сети" тех, кто туда поначалу и не собирался. Искус творит искус - и об этом тоже можно рассуждать. Чем более тонкий искус, тем к более масштабным последствиям он приводит - и не только того, кто в него впадает, но и других людей. А искус достойной жизни? Я живу достойно - это тонкая подмена понятия "красивой жизни", потому что последнее стало звучать пошло. Но суть-то одна! Потому что приоритеты те же - вещи, времяпрепровождение, цели.

Попыталась соотнести искус с теми познаниями, которые я получила в ходе практик - и получается, что этот процесс (а это бесспорно именно процесс, а не просто факт реальности, потому что искус всегда растянут во времени) собирает в себе черты практически всех низких проявлений планет. Лень, поверхностный ум, интеллектуализация, жадность, неуправляемые желания, тщеславие.

И очевиден смысл предложенной темы именно в практике по Сатурну, хотя ясно, что и в любой другой практике это можно было бы рассматривать - потому что искус порождается отсутствием четкого образа (формы) жизни, неценностью этого образа в собственных глазах, низкой самодисциплиной и самоконтролем и абсолютной нечестностью в отношении себя и мира.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS

Последние статьи

Идите, пока у вас есть свет Идите, пока у вас есть свет Идите, пока у вас есть свет
Ваши дети помнят прошлые жизни Ваши дети помнят прошлые жизни Ваши дети помнят прошлые жизни
Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья
Святая святых Святая святых Святая святых
Брак по расчету и жизнь на содержании Брак по расчету и жизнь на содержании Брак по расчету и жизнь на содержании